Меры измерения
Измерение — один из сложнейших видов математической деятельности для детей дошкольного возраста. С помощью измерения определяется непрерывная величина: масса, объем, протяженность.
Наблюдая практическую и хозяйственную деятельность взрослых, дети часто сталкиваются с различными измерениями. Им в общих чертах известна работа продавца в промтоварном магазине, его действия при продаже тканей, лент, тесьмы и т.д. Дети имеют некоторое представление о том, как выбирается одежда или обувь нужного размера. Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.
И как же было интересно и весело ребятам из старшей группы «Боровичок» узнать, что измерять расстояния и длину можно разными способами.
Дети измеряли шагами групповой ковер. И оказалось, что у одного ребенка длина ковра оказалась больше, чем у другого. И ребята очень быстро и верно разобрались с этой задачкой, объяснив это тем, что размер ног у каждого человека разный.
Пальцами и ладошками плотно прижимая, приставляя одну к другой, чтобы между ними не оставалось пространства, и чтобы одна мера не накладывалась на другую, дети измерили мебель в игровой комнате. Оказалось, измерять подобным способом тоже очень весело и интересно. Ребята сделали вывод, что измерение предметов можно производить чем угодно: чашкой, ложкой, стаканами, полосками бумаги и даже можно определять величину на глаз.
Точка, линия и ноготь,
Дюйм, вершок, ладонь, коршок,
Пядь от малой до великой,
Пядь с кувыркой, локоток,
Локоть малый и большой,
Есть аршин, он тот же шаг,
Есть еще батог, сажень маховая и косая,
Есть еще городовая, без названья, великая,
Греческая, царская, церковная, простая,
Есть еще верста иль поприще,
Коломенская, межевая,
Ну а самая большая – миля, даже есть морская!