Кружок «Читай-ка»

Кружок «Читай-ка»

Всесторонняя подготовка детей к школе – одна из задач детского сада. Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение, чтобы потом у первоклашек не возникало много проблем, одна из которых комплекс неполноценности. Ориентирована программа кружка на детей старшей и подготовительной к школе групп (5 -6 и 6 -7 лет) и реализована в рамках дополнительного образования в форме кружковой работы.  Основной целью кружковой работы по обучению детей чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепление умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием). Научив ребенка читать, мы тем самым:

  • привьем ему любовь к чтению, которую он сохранит на всю жизнь;
  • дадим ему преимущество в овладении разными предметами;
  • разовьем его способности и интеллект;
  • поспособствуем росту и развитию его мозга.                                                

Система занятий основана с учётом принципов: последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности.                                                                          Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то в ходе занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.   Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:                                                                                                                                                                      1.Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!

2. При работе со слогом следует обращать внимание на то, что читать слоги надо плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых, на умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния.                   

3. Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова — названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.

4.Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.                                                     

 Как и на предыдущем этапе, чем раньше ребята усвоят слово как единицу речи, тем успешнее перейдут к чтению предложений, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.

 Кружок «Читайка» посещают 11 воспитанников. 9 человек – дети старших групп, 2 – подготовительных.  

Читайте также: