Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.
Хочу всё знать!
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
-Видеть и выделять проблему;
-Принимать и ставить цель;
-Анализировать объект или явление;
-Выделять существенные признаки, связи;
-Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения;
-Отбирать материал для самостоятельной деятельности;
-Делать выводы.
В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.
-Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
-Знакомим с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
-Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
-Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
-При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.
Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек
жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А.
Ряд опытов и экспериментов, которые были проведены с детьми подготовительной к школе группы:
«Извержение вулкана»
«Красочная лампа»
Подобные зрелищные опыты с детьми дошкольного возраста пользуются особой популярностью.
- Смешать полстакана подсолнечного масла с таким же количеством воды, добавить краситель.
- Взять таблетку аспирина, бросить на дно емкости с полученной смесью.
Аспирин начинает шипеть, и перемешивать масло и воду, а капельки краски начинают растворяться. Очень красивое зрелище. Для подсветки, можно направить луч фонарика.
«Два апельсина»
Оборудование: 2 апельсина, миска с водой.
Хорошенько вымойте 2 апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите в воду. Ну что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.
Вывод: В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
С позиции наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.
К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
Поэтому, для детей с задержкой психического развития особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Воспитатель группы № 35 «Звездочки» Царькова Г.В.